Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

Найден самый универсальный пилот современности — он выступит на гонках в России

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

Аудио-версия: Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Комментарии Долгий путь от Формулы-1 до Игр будущего.

В рамках международного мультиспортивного турнира «Игры будущего» 2 и 3 марта в Сочи состоятся соревнования по фиджитал-гонкам (соревнования на трассе + гонки на симуляторе). В списке участников заездов можно найти несколько интересных фамилий – в том числе бывшего пилота Формулы-1 Роберто Мери. Для испанца соревнования в России станут очередным приключением в его насыщенной гоночной карьере: практически не осталось статусных гоночных чемпионатов, в которых не принимал участия Роберто. Вашему вниманию история насыщенной карьеры едва ли не самого универсального и многогранного пилота современности.

После «молодёжек» ушёл в DTM, где его наставником был Шумахер

Содержание статьи:

Сегодня Роберто Мери можно наградить статусом уникального пилота, однако на раннем этапе карьеры испанец ничем не выделялся на фоне других гонщиков, продвигаясь по автоспортивной лестнице вполне стандартными способами. В юниорских формульных сериях Мери дебютировал в 2006-м. Как и подобает пилоту того времени, на стартовом отрезке гоночной карьеры Роберто перепробовал огромное множество различных юниорских серий. На протяжении шести лет Мери состязался в первенствах испанской и британской Формулы-3, различных чемпионатах Формулы «Рено», GP3 и Евросерии Формулы-3, где он взял титул с третьей попытки (впрочем, состав участников в год триумфа испанца совсем не впечатлял).

Добившись первых локальных успехов, Мери принял решение продолжить карьеру в DTM: к 2012 году «Мерседес» возродил программу поддержки юниоров в немецком туринговом чемпионате, одним из участников которой стал Роберто (наставником испанца был сам Михаэль Шумахер).

Для Мери предстоящий дебют в DTM представлял собой вполне перспективную историю. Немецкий туринг должен был стать для него чем-то вроде тренировочного лагеря, где он мог прокачать навыки адаптации к незнакомой технике, да и просто посостязаться со взрослыми мастерами. Да и к тому же нельзя забывать, что именно в ту пору пилоты DTM обладали серьёзными шансами на прямой переход в Ф-1. Сегодня это звучит несколько безумно, но в начале 2010-х дела обстояли именно так: за год до дебюта Мери в «Королевские гонки» ушёл чемпион DTM Пол ди Реста (в недалёком будущем путь британца повторят Верляйн и Окон).

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

Роберто Мери празднует подиум в DTM

Фото: Lars Baron/Getty Images

В немецком туринге Роберто проведёт два не самых удачных сезона. В дебютной кампании испанец станет одним из двух пилотов (вместе с напарницей Сьюзи Вольф), завершивших чемпионат с нулём набранных очков. На второй год пребывания в DTM «Мерседес» повысит Мери до более конкурентоспособной команды HWA, но и это не поможет испанцу добиться глобального прогресса.

За весь сезон Роберто лишь четыре раза наберёт очки (включая финиш на втором месте), а самым запоминающимся моментом с участием испанца станет скандальная гонка на «Брэндс-Хэтч»: в рамках одного заезда он жёстко выдавил с трассы сразу двух пилотов «БМВ» – пострадавший от действий Мери Тимо Глок призывал судей применить штрафные санкции к агрессивному сопернику.

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

Шумахер и ещё 6 гонщиков, которые попали в Формулу-1 необычным образом

Из-за проблем с деньгами не смог закончить единственный сезон в Формуле-1

В начале 2014-го Мери начал подавать первые признаки пилота, который решил попробовать всё, приняв участие в открывавшем сезон этапе экзотичного для европейцев первенства бразильских сток-каров. Впрочем, вояж в Южную Америку был разовой акцией: сезон-2014 Роберто проведёт в чемпионате Формулы «Рено» 3.5, который в те годы котировался едва ли не на одном уровне с GP2, – пожалуй, это был самый акцентированный заход испанца на Формулу-1.

Именно в 2014-м Мери добился наилучшего результата в карьере: по итогам дебютного сезона едва ли не самого конкурентного юниорского чемпионата испанец расположился на третьей строчке личного зачёта – впереди только более опытный Сайнс и такой же новичок Гасли.

Успехи в Формуле «Рено» серьёзно повысили шансы Роберто на дебют в «Королевских гонках»: Испанский королевский автоклуб согласился проспонсировать участие Мери в гонках Ф-1. Изначально речь шла о дебюте испанца в «Королевских гонках» уже в конце 2014-го: близкий к полному краху «Кэтерхэм» настолько остро нуждался в деньгах, что готов был предоставить Мери место боевого пилота на заключительную часть сезона, но Роберто столкнулся с проблемами при получении суперлицензии – сделка сорвалась.

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

Роберто Мери на старте своего единственного сезона в Ф-1

Фото: Clive Mason/Getty Images

Впрочем, уже в следующем году Мери наконец-таки дебютирует в Формуле-1, подписав контракт с другим аутсайдером — «Манором» (бывшая «Маруся»). Проявить себя в абсолютно худшей команде чемпионата Роберто было крайне тяжело – что уж говорить, если в сезоне-2015 «Манор» использовал слегка модифицированную версию прошлогоднего болида. Впрочем, даже с поправкой на катастрофическую форму команды приключения Мери в Ф-1 выдались крайне неудачными: во внутрикомандном сражении Роберто неожиданно был разгромлен таким же дебютантом Уиллом Стивенсом – 3:9 в квалификационной дуэли.

Также увесистую ложку дёгтя в и без того безрадостный дебют испанца в Ф-1 внесли проблемы с финансированием. После 12-го этапа Мери разжаловали до запасного пилота, отдав его место выступавшему в GP2 американцу Александеру Росси. В оставшейся части чемпионата Роберто лишь дважды примет участие в Гран-при, подменяя завершавшего сезон в GP2 Росси.

Кстати, что интересно, Мери тоже совмещал «Королевские гонки» с выступлениями в другой гоночной серии, продолжая состязаться в Формуле «Рено» 3.5. По злой иронии испанца и в хорошо изученном юниорском чемпионате ожидало полное разочарование, а гонка на «Ред Булл Ринге» и вовсе закончилась крупным скандалом. Как только Мери пересёк финишную черту, он по какой-то причине очень резко замедлился, чем спровоцировал крупную аварию: от практически остановившейся машины испанца не смог увернуться Николас Латифи. По итогам этого инцидента Роберто схлопотал дисквалификацию на два последующих этапа – больше он в Формуле «Рено» не выступал.

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

«Остаётся только молиться». Двойная трагедия российской команды Формулы-1 до и после Сочи

Насыщенная карьера после Формулы-1: гонял в местных чемпионатах Австралии и Японии, выходил на замену в Ф-2 и Ф-Е

В возрасте 25 лет Мери, по сути, завершил карьеру в «Королевских гонках»: отсутствие внятного финансирования ставило крест на каких-либо перспективах испанца в Ф-1. Именно распрощавшись с мечтами о «Королевских гонках», Роберто встал на путь становления мегауниверсального пилота, готового выступать где угодно.

В 2016-м Мери познакомился с гонками на выносливость, проведя сезон в первенстве WEC в классе LMP2. Что интересно, выступал он за команду «Манор», которая к тому моменту хоть уже и не имела отношения к конюшне в Ф-1, но символизм в этом некий присутствовал. Впрочем, в первенстве WEC Роберто дебютировал куда удачнее, нежели в «Королевских гонках»: экипаж испанца финишировал третьим в марафоне «6 часов Спа».

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

В 2016 году Мери представлял «Манор» в WEC

Фото: Ker Robertson/Getty Images

Казалось бы, Мери нашёл оптимальный вектор дальнейшего развития карьеры, но в 2017-м его внезапно потянуло обратно в открытые колёса, если быть точным, в Формулу-2. «Юниорский» камбэк Роберто изначально виделся крайне странным и нелогичным решением со стороны испанца – это был шаг назад в карьере 26-летнего пилота. Ещё больше вопросов касательно целесообразности участия Мери в Формуле-2 добавляли проблемы испанца с поиском финансирования: в 2017-м ему хватило денег только на четыре этапа, а в следующем сезоне всё по тем же причинам он был вынужден искать новую команду прямо посреди чемпионата.

После неудачного набега на Формулу-2 Мери проведёт два года в гонках на выносливость – Азиатской серии Ле-Ман и WEC (везде в LMP2). Ну а следующие три сезона станут самыми насыщенными и разнообразными в карьере Роберто.

В 2021-м он, помимо уже привычных гонок на выносливость, попробует свои силы в непопулярных у зарубежных пилотов австралийских гоночных чемпионатах – GT World Challenge Australia и S5000 Tasman Series. Первое представляет собой типичную кузовную серию, где соревнуются на технике GT, а второе – местный формульный чемпионат, ставший некой реинкарнацией некогда культовой Серии Тасман. Наиболее успешные результаты Мери показал в S5000 Tasman Series, став вице-чемпионом по итогам скоротечного сезона – победа + два подиума за шесть гонок.

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

8 пилотов, которые провалились в Формуле-1, но стали легендами в других гоночных сериях

В следующем году Мери открыл новую для себя страну – на сей раз Японию. Роберто откатал практически полный сезон в первенстве Super GT (в категории GT300), а также провёл один этап в чемпионате Super Formula Lights (японский аналог Ф-2). Ничем примечательным в Стране восходящего солнца Мери не отметился, но и откровенного провала не случилось.

Но всё же главным событием в 2022 году для Роберто стало триумфальное возвращение в Формулу-2. В преддверии этапа в Австрии из-за травмы шеи выбыл из строя пилот «Кампоса» Ральф Бошунг – на замену захворавшему пилоту был вызван хороший друг команды и лично Ральфа Роберто Мери. В пустующий кокпит испанца позвали скорее по старой памяти – учитывая, как давно он в последний раз состязался в Ф-2, на него вряд ли возлагали большие надежды. Впрочем, Мери удалось превзойти даже самые смелые ожидания: по итогам основной гонки он поднялся на третью ступень подиума.

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

Роберто Мери подменяет Ральфа Бошунга в Формуле-2

Фото: Francois Nel/Getty Images

Бошунг был настолько восхищён результатом испанца, что не стал форсировать собственное возвращение за руль, позволив Роберто провести ещё два этапа. Благодарности Мери не было предела.

«Во-первых, ты настоящий друг. Во-вторых, ты суперчеловек, и я знаю, что у меня будет друг на всю оставшуюся жизнь. В этом месте (автоспорте) сложно найти таких людей, как ты. Ещё раз спасибо, Ральф, за доверие» – написал испанский пилот в одной из социальных сетей.

В 2023-м Мери продолжил выступать в Super GT (и даже завоевал дебютные подиумы), а также наведался на один этап в австралийский формульный чемпионат S5000. Ну а самым ярким моментом прошлого года для Роберто стал дебют в Формуле-Е: в разгар сезона «Махиндра» рассталась с Оливером Роулендом – кого звать на помощь, если не самого универсального пилота современности? За семь гонок в первенстве «электричек» Мери не показал ничего сверхъестественного, завершив чемпионат с нулём в графе «набранные очки». Ну, зато открыл для себя новую гоночную серию. Разве не это самое главное для Мери?

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

Роберто Мери на этапе Формулы-Е в Лондоне

Фото: Warren Little/Getty Images

Роберто всего 32, а он уже попробовал себя в 19 различных чемпионатах. Пусть Мери и не был сверхуспешен с точки зрения результатов на трассе, но его многогранности точно позавидуют многие великие пилоты.

Насыщенная карьера экс-пилота Ф-1 Роберто Мери: юниорские серии, DTM, местные чемпионаты Японии и Австралии, Формула-Е

Из кресла компьютера — в главную «молодёжку» Ф-1. 5 крутых гонщиков — бывших симрейсеров
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.